Главная » Статьи » Мои статьи |
Чтение в детском саду. Должен ли дошкольник уметь читать?
Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), из интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать»: «…К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют… …В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе. Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей…» Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Хотите, чтобы ребенок читал?НЕ УЧИТЕ ЕГО ЭТОМУ!Мнение Марьяны БЕЗРУКИХ, директора Института возрастной физиологии, сегодня о проблемах обучения детей чтению. Корреспондент: Марьяна Михайловна! Ваш взгляд на обучение дошкольников курсивному письму ясен: этого категорически нельзя делать. А учить читать можно? Для многих учителей и родителей умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе. М.Б.: И по большей части такие родители и учителя занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах — из трех, максимум четырех букв. Так ведь это не настоящее чтение, а квазичтение: ребенок не читает слово, а узнает его. Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!» Так ведь его не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов. Что это как не торможение развития навыка чтения? Кор.: В чем же заключается подготовка ребенка к чтению? М.Б.: В комплексном развитии. Это подразумевает, во-первых, развитие фонематического слуха. Во-вторых, развитие артикуляции. Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребенка, чем фонематические упражнения. Еще нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением. Если ребенок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать. Кор.: На что же нужно обращать внимание детей при чтении? М.Б.: На интонацию, на связность слов и предложений, на выразительность чтения. А то они читают, захлебываясь, — торопятся выдать 120 слов в минуту! Так нам-то нужно, чтобы они не губками шевелили быстро, а понимали то, что читают. Понимание текста — это и есть основной критерий чтения. А если вы хотите, чтобы человек научился красиво читать, учите его этому. К третьему классу нужно учить детей читать «про себя», а чтение «про себя» прежде всего требует снятия артикуляции. Иначе оно не будет быстрым. Кор.: То есть процесс обучения чтению такой же сложный, как и процесс обучения письму? М.Б.: Да. И навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно учить узнавать букву — целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения. А технология «плохо пишет — надо больше писать» и «плохо читает — надо больше читать» ничего, кроме вреда, не приносит». Учить читать детские сады не обязаны. Во всех программах дошкольного образования стоит задача — подготовка к обучению грамоте, а не обучение чтению как таковому. И так было всегда, и в советский период, и сейчас. При этом ни одна школа не вправе требовать от поступающих детей умения читать. Программа дошкольного образования не предполагает обучения чтению детей в детском саду. С этим успешно справляется сама школа, в том числе с помощью занятий в «школе будущего первоклассника. | |
Просмотров: 264 | |
Всего комментариев: 0 | |