Главная » Статьи » Речевая группа

Характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста

В группы для детей с ТНР зачисляются дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи  –  речевая  аномалия, которая  возникает у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом  и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.         

ОНР может:

- являться самостоятельной патологией;

- наблюдаться при других речевых нарушениях: алалии, афазии, заикании, ринолалии, дизартрии.           

Самостоятельным или «чистым» дефектом речи можно считать такой неосложнённый вариант ОНР, при котором у детей  оказываются несформированными в соответствии с возрастной нормой лишь компоненты речевой системы: звукопроизношение, лексико-грамматические средства языка и, как следствие, связная речь в целом, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы (ЦНС). В их анамнезе нет чётких указаний на явные отклонения в протекании беременности и родов. Недоразвитие всех компонентов языка может сопровождаться только незначительными неврологическими нарушениями, такими как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность дифференцировок движений пальцев рук и др.           

Причинами возникновения «чистого» ОНР могут  являться:

- недостаточность речевого общения (например, в условиях домов ребёнка, детских домов);

- неблагоприятные социальные условия, в которых находится ребёнок (асоциальная или неполная семья);

- нарушения здоровья ребёнка вследствие соматических заболеваний и пр.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка (до появления речи). Алалия наблюдается у детей с сохранным слухом, артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности. Различают моторную и сенсорную алалию.         

Моторная алалия – отсутствие или системное недоразвитие экспрессивной речи (говорения) вследствие органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка,  при этом понимание речи относительно сохранно.

Сенсорная алалия – нарушение импрессивной речи (понимания) вследствие  органического поражения коркового отдела речеслухового анализатора во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Ребёнок слышит, но не понимает обращенной к нему речи, или понимает ее крайне ограниченно. Экспрессивная речь грубо искажена. Отмечаются явления: -  эхолалии – автоматического повторения чужих слов; - отчуждения смысла слов: соотнести слово и предмет (действие) ребёнок не может. В практике случаи сенсорной алалии встречаются крайне редко.

Детская афазия – полная или частичная утрата (распад) речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга после 3 -5 лет жизни ребёнка  в результате тяжёлых черепно-мозговых травм, опухолевых образований, воспалительных процессов или инфекционных заболеваний. Наиболее часто у детей наблюдается сенсо-моторная афазия, при которой системно нарушаются все виды речевой деятельности.

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 

Различают два вида заикания:

1. Эволюционное, развивающееся в период становления развёрнутой фразовой речи у  дошкольников в возрасте 2 – 5 лет;

2.  Симптоматическое, возникающее обычно у взрослых при органическом поражении ЦНС (черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах и др.) В зависимости от того, возникает ли эволюционное  заикание на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, выделяют невротическую и неврозоподобную формы заболевания.

Невротическое заикание возникает у детей в условиях острой или хронической травматизации в возрасте 2 – 5 лет и в дальнейшем характеризуется волнообразностью течения. Речевое развитие при этом обычно соответствует возрастным нормам.

Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности в возрасте 3-4 лет  в период наиболее интенсивного формирования фразовой речи. Речевое развитие при этом может происходить в срок или с некоторой задержкой,  позже часто отмечается ОНР, другие сопутствующие речевые нарушения. Неврозоподобное заикание имеет тенденцию к стойкому монотонному течению.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.          

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. В целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна. Грубо нарушено произношение не только согласных звуков, но и гласных. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания в настоящее время выделяют 3 основные формы ринолалии:

- открытая;

- закрытая;

- смешанная.

При открытой ринолалии: проход в носовую полость по тем или иным причинам (расщепление твердого и мягкого неба, травмы ротовой и носовой полости, параличи и парезы, укорочение мягкого нёба и пр.) остается открытым, вследствие чего все звуки произносятся с носовым оттенком. Характерным является патологическое изменение тембра голоса. Тембр голоса оказывается избыточно назализованным. Наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. До 80% детей с органической открытой ринолалией страдают снижением слуха. Это связано с частыми простудами, насморками, воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха. Вследствие снижения слуха, нечёткости собственной артикуляции, у детей с открытой ринолалией часто наблюдается недоразвитие фонематического слуха; вторичным следствием этого могут быть трудности овладения звуковой структурой слов. Это также может повлечь недоразвитие словарного запаса детей, неполноценность грамматического строя речи, т.е. синдром ОНР.

При закрытой ринолалии: проход в носовую полость всегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голос имеет глуховатый оттенок, как при насморке. Это бывает чаще всего при органических изменениях в носовом пространстве (гипертрофия слизистой вследствие хронических насморков, полипы, опухоли, искривление носовой перегородки, аденоиды и пр.), что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии, так как при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор. На произношении это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.               

В последнее время большинство дошкольников, посещающих группы для детей с ТНР, имеют ОНР с дизартрическим компонентом, который проявляется в форме стёртых парезов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах в мимической и артикуляционной мускулатуре. У данной категории детей имеются грубые проявления нарушений звукопроизношения, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. Наиболее распространённые искажения: боковое, межзубное, смягчённое произношение звуков. Сложные звуки часто заменяются артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляются на составляющие их компоненты, щелевые заменяются смычными, твёрдые – мягкими. Для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трёх групп звуков: свистящих, шипящих, соноров. У всех детей «смазанность»  звукопроизношения возрастает в речевом потоке.

Обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Дыхательная недостаточность проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе – до 5 секунд. Отмечаются отклонения в темповой организации речи: темп речи замедленный или ускоренный. Имеются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или чаще, наоборот, тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком. В настоящее время в отечественной литературе проявление дизартрического компонента рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции (ММД).              

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее начало развития речи, бедный словарный запас, аграмматизм, фонетические нарушения и, как следствие, недостаточность сформированности связной речи.

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние компонентов языковой системы у детей с ОНР.              

Первый  уровень  (ОНР  I  уровня) характеризуется  почти  полным отсутствием  речевых  средств  общения  или  ограниченным  их  развитием. Активный  словарь  практически  не  сформирован  и  состоит  из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Слова и их заменители употребляются  для  обозначения  лишь  конкретных  предметов  и  действий. Высказывания  сопровождаются  жестами  и  мимикой. Пассивный  словарь шире активного, но тоже ограничен. В речи отсутствуют морфологические элементы для  передачи грамматических отношений. Произношение звуков носит  диффузный  характер. Ограничена  способность  воспроизведения слоговой структуры слова.  Речь ребенка понятна лишь близким людям  в конкретной ситуации.   

Второй уровень (ОНР II уровня) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь, но фраза бедная, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении. Активный словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, реже прилагательные, наречия, местоимения, некоторые числительные, союзы, иногда простые предлоги. Понимание обращённой речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен (не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром, отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов). Выявляется недостаточность фонетической стороны речи: большое количество несформированных звуков, типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.

Третий  уровень (ОНР  Ш  уровня) характеризуется  наличием развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Преобладают простые распространённые предложения, сложные конструкции употребляются гораздо реже. При этом структура предложений может  нарушаться. В  активном  словаре  присутствуют  все  части  речи, но преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих признаки, части, состояния  предметов  и  действий. Затруднен  подбор однокоренных, обобщающих  слов, антонимов, синонимов. Сохраняется тенденция к множественным лексическим заменам. Состояние импрессивной стороны  речи  существенно  улучшается. Отмечается  недостаточное понимание  значений  слов, выраженных  приставками  и  суффиксами, переносного смысла слов и обобщений. Наблюдаются  трудности  в  различении  морфологических  элементов, выражающих  значение  числа  и  рода, понимание  логико-грамматических структур, передающих  причинно-следственные, временные  и пространственные отношения. Формирование грамматического строя носит незавершённый  характер: страдает  словообразование, согласование различных частей речи, употребление предлогов. Фонетическое оформление речи  значительно  отстаёт  от  нормы. Недостатки  произношения  могут выражаться  в  отсутствии, искажении, замене  или  смешении  звуков. Характерно  недифференцированное  произношение  звуков. Имеют  место стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры. Связное  речевое  высказывание  детей  отличается  отсутствием  чёткости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и  не учитывается  причинно-следственные  и  временные  отношения  между предметами и явлениями.

Четвёртый уровень или нерезко выраженное ОНР (ОНР IУ уровня или НВ ОНР) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы. Особую сложность для детей представляют конструкции сложных предложений с разными придаточными. При их построении союзы часто  заменяются  или  пропускаются. Экспрессивный  словарь  достаточно разнообразен. Однако  остаются  некоторые  лексические  ошибки, характер которых  проявляется  в  замене  слов, близких  по  ситуации, в  смешении признаков, в стереотипности формулировок. Дети испытывают трудности в подборе  антонимов, синонимов, слов  с  абстрактным  значением. Уровень понимания речи достаточно высок. Остаточное недоразвитие импрессивной речи  проявляется  при  неточном  осмыслении  содержания  пословиц, поговорок, переносного  и  абстрактного  значения  слов, а  также  лексики, редко  используемой  в  повседневной  практике. Формирование грамматического  строя  не  завершено  в  соответствии  с  возрастными требованиями. Дети затрудняются в продуцировании более редких вариантов словообразования  и  согласования  различных  частей  речи. Типичным является  вялая  артикуляция, нарушение  дифференциации  звуков, недостаточная  выразительность  речи  и  нечёткая дикция. Воспроизведение новых  слов  сложных  по  звукослоговой  структуре  и  морфологической организации затруднено. Своеобразие связной речи обусловлено сложностью планирования  высказывания, отбора  языковых  средств. При  передаче логической  последовательности  событий  дети  часто «застревают» на второстепенных деталях  сюжета, повторяя одни  и  те  же  незначительные эпизоды  по  нескольку  раз, пропуская  при  этом  главные  события. При составлении  рассказов  используют  преимущественно  короткие малоинформативные предложения. С трудом  переключаются на изложение истории от третьего лица, включают в известный сюжет новые элементы, изменяют концовку рассказа.

Учёт  уровня  развития  речи  имеет  принципиальное  значение  для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР.

Психолого-педагогические  особенности  детей  с  тяжелыми нарушениями речи

Недостаточность речевого развития дошкольников  с ТНР оказывает влияние  на  формирование  личности, психических процессов. Имеется  ряд психолого-педагогических  особенностей, затрудняющих  социальную адаптацию детей с ОНР. Требуется  целенаправленная коррекция имеющихся нарушений. Несформированность  речевой  деятельности отражается  на  состоянии детской  сенсорной, интеллектуальной  и  аффективно-волевой  сферы. Отмечается невысокая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

При относительной сохранности смысловой - вербальная память  снижена, страдает  продуктивность  запоминания. Дети  забывают сложные  инструкции, элементы  и  последовательность  заданий. Отстаёт развитие словесно-логического мышления, овладение функциями  анализа и синтеза, сравнением и обобщением.             

Наблюдается  недоразвитии  двигательной  сферы, что  проявляется  в плохой  координации  движений, снижении  скорости  и  ловкости  их выполнения. Наибольшие  трудности  возникают  при  воспроизведении движений  по  словесной  инструкции. Мелкая  моторика  развита  слабо: координация пальцев кисти руки неточная.

Имеются  отклонения  в  эмоционально-волевой  сфере: нестойкость интересов, пониженная  наблюдательность, мотивация, самооценка  и коммуникабельность, негативизм, повышенная  раздражительность, агрессивность, конфликтность, обидчивость, впечатлительность, трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Общее недоразвитие речи может сочетаться с рядом неврологических и психопатологических  синдромов. По  классификации  доктора  медицинских наук  Мастюковой  Е. М. выделяются  следующие  наиболее  часто встречающиеся синдромы:             

1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром - проявляется  в нарушениях  умственной работоспособности, произвольной  деятельности и поведении детей, в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Отмечаются  головные  боли  и головокружения. Возможен  приподнято-эйфорический  фон  настроения  с проявлениями дурашливости и благодушия.

2. Церебрастенический  синдром – проявляется  в  виде  повышенной нервно-психической  истощаемости, эмоциональной  неустойчивости, в нарушении функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается  с  наличием  гипервозбудимости, в  других – с  преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

3. Синдром  двигательных  расстройств – характеризуется изменением  мышечного  тонуса, нерезко  выраженными  нарушениями равновесия  и  координации  движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Часты случаи нарушения артикуляционной моторики в виде лёгких парезов, тремора, насильственных движений мышц языка.

У  детей, имеющих  ОНР  с  проявлением  одного  из  трёх  указанных синдромов, выявлены характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные  как  самим  речевым  дефектом, так  и  низкой  умственной работоспособностью.

В последнее время наблюдается  тенденция к увеличению количества детей  с  ОНР, имеющих  сопутствующий синдром  дефицита  внимания  с гиперактивностью (СДВГ), называемый  иначе синдромом  нарушения внимания  с  гиперактивностью (СНВГ) или гиперактивным расстройством с дефицитом внимания (ГРДВ). Синонимами СДВГ также считаются  такие  термины  как  минимальная  мозговая  дисфункция, гипермоторный, гиперкинетический  синдром, синдром  двигательной расторможенности, синдром гиперактивного ребёнка.

СДВГ – неврологическо-поведенческое  расстройство  развития, начинающееся в детском возрасте (обычно от 4 до 7 лет), чаще встречается у мальчиков. Обычно проявляется такими симптомами, как невнимательность, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Невнимательность  включает  определённые  признаки. Ребёнок  не способен:

- удерживать  внимание  на  деталях, из-за  чего  допускает  ошибки  при выполнении любых заданий;

- вслушиваться в обращённую речь (не реагирует на замечания);

- доводить до конца выполняемую работу, так как не может придерживаться предлагаемых инструкций;

- организовать собственную деятельность; - принимать задания, требующие умственного напряжения; - самостоятельно найти нужные вещи, не терять их;

- сосредотачиваться, не отвлекаясь на посторонние стимулы;

- помнить необходимое.

Гиперактивность  определяется  рядом  характерных  проявлений. Ребёнок:

- суетлив, беспокоен, беспорядочно двигает кистями и стопами, постоянно елозит на стуле, оборачивается;

- не может долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения;

- проявляет  бесцельную  двигательную  активность: бегает, крутиться, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это небезопасно;

- не способен тихо, спокойно играть, отдыхать;

- всегда нацелен на движение, как будто к нему прикрепили мотор; - часто бывает болтливым.

Импульсивность проявляется в следующем:

- ребёнок часто выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

- не может ждать своей очереди в различных ситуациях;

- мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристаёт к окружающим.             

Как правило, чаще встречается именно СДВГ, реже гиперактивность без дефицита внимания, и совсем редко – синдром дефицита внимания  без ярко  выраженной  гиперактивности (у  части  детей  с  синдромом  дефицита внимания двигательная активность, наоборот, снижена).              

В  результате  биохимических  исследований  работы  мозга  детей  с СДВГ  было  выявлено  снижение  метаболической  активности  в  лобной  и средней долях мозга, то есть в областях, которые ответственны за контроль поведения. Таким образом, нельзя обвинять ребёнка  в отсутствии желания или  волевых  усилий, так  как  проблемы, связанные  с  его  обучением  и воспитанием, являются результатом изменённой биохимической активности мозговых структур.    

Категория: Речевая группа | Добавил: amafaneli (29.10.2015)
Просмотров: 284 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar