Главная » Статьи » Речевая группа |
С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. На групповых занятиях по развитию речи ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. Дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы. На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. На индивидуальных занятиях с детьми Логопед использует следующее оборудование и инвентарь: логопедический альбом, картинки, материалы для диагностики произношения звуков; зеркало, оборудование, мебель в соответствии со стандартом; шарики, мыльные пузыри, вата, ветерок для дыхательной гимнастики; набор логопедических инструментов (шпатели, зонды, щётки) для постановки звуков; модели артикуляции звуков; карточки, книги, пособия для автоматизации звуков в речи; литература, используемая в процессе логопедических занятий Проводится: 1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков); 2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата); 3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук); 4. Постановка звуков разными способами; 5. Автоматизация звуков в речи; 6. Дифференциация звуков в речи; 7. Развитие мелкой моторики 8. Обогащение словарного запаса; 9. закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях. Процесс исправления неправильного произношения делиться на четыре этапа: - вызывание звука (выработка правильного положения органов артикуляции)
- постановка звука (это создание нового условного рефлекса). - автоматизация звука (это введение поставленного звука в слова и фразы). Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение звуков в словах. На этом этапе логопедического занятия решаются следующие задачи: · развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; · уточнение и расширение лексического запаса; · овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов; · развитие слухового внимания и зрительной памяти; · овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям. Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико – грамматических конструкций предложений. На данном этапе занятий решаются следующие задачи: · установление лексико – грамматических отношений между членами предложения; · актуализация накопленного словаря; · формирование связности и четкости высказываний; · работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений; · анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т. е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи: · развитие воображения и творческой фантазии; · развитие словотворчества; · развитие мелодико – интонационных и просодических компонентов. Для автоматизации поставленного звука используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны м многообразны по интонационным характеристиками. Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувство созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему – то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. - дифференциация смешиваемых звуков (это различение вновь поставленного звука от его заменителя). Длительность занятий остается неизменной – не более 30 мин и не менее 3 раз в неделю. Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечернее логопедическое занятие приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: · закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); · повторение стихотворений, рассказов; · упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; · активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы. На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. | |
Просмотров: 249 | |
Всего комментариев: 0 | |