Главная » Статьи » Речевая группа

Особенности коррекционно-развивающих занятий в речевой группе

С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

На групповых занятиях по развитию речи ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. Дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми

Логопед использует следующее оборудование и инвентарь:

  логопедический альбом, картинки, материалы для диагностики произношения звуков;

  зеркало, оборудование, мебель в соответствии со стандартом;

  шарики, мыльные пузыри, вата, ветерок для дыхательной гимнастики;

  набор логопедических инструментов (шпатели, зонды, щётки) для постановки звуков;

  модели артикуляции звуков;

  карточки, книги, пособия для автоматизации звуков в речи;

  литература, используемая в процессе логопедических занятий

Проводится:

1.  Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3.  Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4.  Постановка звуков разными способами;

5.  Автоматизация звуков в речи;

6.  Дифференциация звуков в речи;

7. Развитие мелкой моторики

8.  Обогащение словарного запаса;

9. закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Процесс исправления неправильного произношения делиться на четыре этапа:

вызывание звука (выработка правильного положения органов артикуляции)

  • уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука; показывается «профиль» звука на рисунке; уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие; находится образное сравнение звука (звук р – рычание тигра); определяется их место в звуко – буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

постановка звука (это создание нового условного рефлекса).

автоматизация звука (это введение поставленного звука в слова и фразы).

Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации).

Произношение звуков в словах. На этом этапе логопедического занятия решаются следующие задачи:

·  развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

·  уточнение и расширение лексического запаса;

·  овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

·  развитие слухового внимания и зрительной памяти;

·  овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико – грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

·  установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;

·  актуализация накопленного словаря;

·  формирование связности и четкости высказываний;

·  работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;

·  анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т. е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

·  развитие воображения и творческой фантазии;

·  развитие словотворчества;

·  развитие мелодико – интонационных и просодических компонентов.

Для автоматизации поставленного звука используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны м многообразны по интонационным характеристиками. Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувство созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему – то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

дифференциация смешиваемых звуков (это различение вновь поставленного звука от его заменителя).

Длительность занятий остается неизменной – не более 30 мин и не менее 3 раз в неделю. 

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника).

На вечернее логопедическое занятие приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:

·  закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

·  повторение стихотворений, рассказов;

·  упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

·  активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Категория: Речевая группа | Добавил: amafaneli (29.10.2015)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar