Главная » 2016 » Октябрь » 7 » Характеристика звуков
10:47
Характеристика звуков

Характеристика звуков всегда вызывает со стороны родителей массу вопросов: "С чего начать?", "Как правильно дать характеристику звукам?", "Как отличить мягкий согласный звук от твердого?". В этих вопросах важны четкие однозначные ответы, так как правильная характеристика звуков помогает будущему школьнику понимать структуру слова, и, соответственно, грамотно читать. 

Итак, АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ следующий:

- слово произносится ребенком с четким проговариванием заданного звука;

- ребенок делает вывод, есть ли заданный звук в данном слове;

- найденный звук проговаривается еще раз ребенком, с целью определения, можно этот звук легко "петь" или губы, зубы, язык затрудняют этот процесс;

- если звук легко "петь", то есть выходящий из ротовой полости воздух не встречает преград в виде сомкнутых губ, сжатых зубов или перегораживающего ротовую полость языка, это звук гласный, обозначаем красным цветом. На этом характеристика для гласных звуков заканчивается.

Для справки: гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э.

ЗАПОМНИТЕ! Я, Е, Ю, Ё - это гласные БУКВЫ, но не звуки, так как буквы Я, Е, Ю, Ё обозначают два ЗВУКА. Пример: буква Я - слышим звуки Й - А.

- если звук трудно "петь", то есть воздушная струя встречает преграды в виде сомкнутых губ, сжатых зубов или перегораживающего ротовую полость языка, то это звук согласный;

- ребенок произносит звук еще раз, определяя, мягкий это звук или твердый. Далее он проговаривает, каким цветом обозначим звук и почему (мягкие согласные обозначаем зеленым цветом, твердые согласные - синим);

- затем определяется звонкость-глухость согласного звука (если звук звонкий - желтый цвет, если глухой - белый).

Для справки: звонкость-глухость согласных можно определить следующим способом: ребенок прикладывает ладонь к горлу и спокойно проговаривает звук несколько раз. Если ощутима сильная вибрация под рукой - звук звонкий, если чуть ощутима или вибрации нет - звук глухой.

Если ребенок затрудняется в определении степени вибрации в горле, взрослый берет ладонь ребенка и, прикладывая к своему горлу, четко произносит звук.

В конце ребенок еще раз проговаривает характеристику звука полностью.Таким образом, он учится вслушиваться в речь, выделять заданные звуки и правильно составлять схемы слов.

Для того, чтобы материал лучше усваивался, опора идет не только на слуховое восприятие, но и на тактильное, зрительное. Поэтому использование наглядного материала очень эффективно. Например, давая характеристику звукам Б и Бь ([Б], [Б']), ребенок сначала проговаривает, а затем выкладывает соответствующие символы: звук Б согласный, потому что губы мешают его "петь", твердый (синий домик), звонкий, так как горлышко "дрожит" (желтый колокольчик); звук Бь - согласный, потому что губы мешают его "петь", мягкий (зеленый домик), звонкий, так как горлышко "дрожит" (желтый колокольчик).

В своей логопедической группе я использую схему для разбора и наглядный материал: колокольчики и домики синего, зеленого и красного цветов. Вот как они выглядят:

Желаю успеха!

 

Категория: Игры и пособия | Просмотров: 341 | Добавил: amafaneli | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar