10:47 Характеристика звуков |
Характеристика звуков всегда вызывает со стороны родителей массу вопросов: "С чего начать?", "Как правильно дать характеристику звукам?", "Как отличить мягкий согласный звук от твердого?". В этих вопросах важны четкие однозначные ответы, так как правильная характеристика звуков помогает будущему школьнику понимать структуру слова, и, соответственно, грамотно читать. Итак, АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ следующий: - слово произносится ребенком с четким проговариванием заданного звука; - ребенок делает вывод, есть ли заданный звук в данном слове; - найденный звук проговаривается еще раз ребенком, с целью определения, можно этот звук легко "петь" или губы, зубы, язык затрудняют этот процесс; - если звук легко "петь", то есть выходящий из ротовой полости воздух не встречает преград в виде сомкнутых губ, сжатых зубов или перегораживающего ротовую полость языка, это звук гласный, обозначаем красным цветом. На этом характеристика для гласных звуков заканчивается. Для справки: гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э. ЗАПОМНИТЕ! Я, Е, Ю, Ё - это гласные БУКВЫ, но не звуки, так как буквы Я, Е, Ю, Ё обозначают два ЗВУКА. Пример: буква Я - слышим звуки Й - А. - если звук трудно "петь", то есть воздушная струя встречает преграды в виде сомкнутых губ, сжатых зубов или перегораживающего ротовую полость языка, то это звук согласный; - ребенок произносит звук еще раз, определяя, мягкий это звук или твердый. Далее он проговаривает, каким цветом обозначим звук и почему (мягкие согласные обозначаем зеленым цветом, твердые согласные - синим); - затем определяется звонкость-глухость согласного звука (если звук звонкий - желтый цвет, если глухой - белый). Для справки: звонкость-глухость согласных можно определить следующим способом: ребенок прикладывает ладонь к горлу и спокойно проговаривает звук несколько раз. Если ощутима сильная вибрация под рукой - звук звонкий, если чуть ощутима или вибрации нет - звук глухой. Если ребенок затрудняется в определении степени вибрации в горле, взрослый берет ладонь ребенка и, прикладывая к своему горлу, четко произносит звук. В конце ребенок еще раз проговаривает характеристику звука полностью.Таким образом, он учится вслушиваться в речь, выделять заданные звуки и правильно составлять схемы слов. Для того, чтобы материал лучше усваивался, опора идет не только на слуховое восприятие, но и на тактильное, зрительное. Поэтому использование наглядного материала очень эффективно. Например, давая характеристику звукам Б и Бь ([Б], [Б']), ребенок сначала проговаривает, а затем выкладывает соответствующие символы: звук Б согласный, потому что губы мешают его "петь", твердый (синий домик), звонкий, так как горлышко "дрожит" (желтый колокольчик); звук Бь - согласный, потому что губы мешают его "петь", мягкий (зеленый домик), звонкий, так как горлышко "дрожит" (желтый колокольчик). В своей логопедической группе я использую схему для разбора и наглядный материал: колокольчики и домики синего, зеленого и красного цветов. Вот как они выглядят: Желаю успеха!
|
|
Всего комментариев: 0 | |